Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Содержание
  1. Раскрытие понятия «Бенефициарный владелец»
  2. Другие значения термина «бенефициар»
  3. Что означает слово бенефициар и в чем разница между им и выгодоприобретателем
  4. Бенефициар — это гендиректор или учредитель
  5. Бенефициар и фактический владелец (юрлица или физического лица) — одно и то же?
  6. Формула определения бенефициарного владельца
  7. Как определить бенефициарного владельца ООО
  8. ООО нужно выяснить, кто такой бенефициарный владелец
  9. Как становятся бенефициаром физического лица
  10. Законодательное регулирование в РФ
  11. Сбор сведений
  12. Перечень сведений о которых юридическое лицо обязано распологать о своем бенефициарном владельце
  13. Что такое реестр бенефициаров? Правовые основы.
  14. Доступ к данным в реестре бенефициаров
  15. Образец запроса информации о бенефициарных владельцах
  16. За отсутствие сведении о бенефициарных владельцах грозит штраф
  17. Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать
  18. Как составить письмо о бенефициарных владельцах: образец справки

В данном материале мы основательно рассмотрим такие понятия как «бенефициар» и чаще распатроненный термин «бенефициарный владелец». Кроме этого, мы обратим внимание на текущие изменения в законодательстве, касающиеся учредителей ООО, физических лиц и других юридических объединений.

Интересно, что в законодательстве Российской Федерации нет точного определения понятия «бенефициар». Однако, в современном экономическом словаре этот термин определяется как лицо, получающие прибыль — деньги, ценные бумаги или недвижимое имущество. В деловой документации сегодня, термин «бенефициар» применяется точно в том значении, в котором он определяется в словаре. Русский вариант заимствованного из английского слова «бенефициар» — выгодоприобретатель.  Таким образом, бенефициарный владелец — это физическое или юридическое лицо, получающее конечную прибыль, скажем, предприятия, которым на бумаге может владеть другая компания.

В 2017 году в законодательстве произошли существенные изменения в отношении бенефициарных или фактических собственников бизнеса. Не обошел стороной изменения в законодательство и 2020-й год. Давайте разбираться с терминами, если вам это необходимо, и с тонкостями действующего не сегодняшний момент законодательства.

Раскрытие понятия «Бенефициарный владелец»

21 декабря 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Цель закона – борьба с отмыванием преступных доходов, необоснованное получение налоговых льгот, деофшоризация Российской экономики.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство

Бенефициарный владелец это по 115 ФЗ — физическое лицо, которое в конечном итоге прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Компания ИРСОТ подготовила отличное видео на данную тему, обязательно посмотрите:

Обязанности по предоставлению сведений о бенефициарном владельце

В соответствии с нормами указанного закона, юридические лица обязаны:

  1. Знать сведения о бенефициарных владельцах, принимать меры по их установлению;
  2. Иметь подтверждающие документы и раз в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах;
  3. Обеспечивать сохранность информации о бенефициарах не менее 5 лет;
  4. По запросам налоговых органов предоставлять информацию о бенефициарных владельцах.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 115, юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Тонкости законодательства
Мироненко Наталья Владимировна
Мироненко Наталья Владимировна
Задать вопрос
В случае отсутствия информации о бенефициарных владельцах юридического лица, мерами по их установлению будут являться соответствующие запросы физическим и юридическим лицам, являющимся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его. Таким образом, уполномоченному органу или налоговому органу необходимо будет предоставить копии соответствующих запросов, которые необходимо будет обновлять не реже одного раза в год.

Другие значения термина «бенефициар»

Однако, понятие бенефициар может быть рассмотрено и с других неидентичных точек зрения.

  • Так могут называться лица, получающие доход от своей собственности, которая находится в пользовании третьих лиц или в доверительном управлении. Речь идёт об аренде движимого и недвижимого имущества или факт передачи ценных бумаг в пользование брокерам.
  • Есть ещё одна трактовка понятия бенефициар. В этом случае им будет представлено лицо, выступающее в качестве страховых выплат, которое было назначено страхователем. При этом бенефициар указывается в страховом полисе.
Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Функции бенефициаров на схеме

Бенефициар третье лицо, в чью пользу или по чьему приказу совершается платеж (например, получатель денег по аккредитиву или страховому полису или доходов от имущества, которое находится в доверительном управлении). Применяется при расчетах документарным аккредитивом, выставлении тратты при инкассо, при реализации гарантии или покупке депозитного сертификата банка. © 2020, Авторские права защищены! Ссылка при копировании обязательна!

Что означает слово бенефициар и в чем разница между им и выгодоприобретателем

Это тот, кто получает прибыль и владеет имуществом. Также популярно в русскоязычном пространстве его значение как «выгодоприобретатель». В то же время замещение одного понятия другим не вполне обосновано. Между ними много общего, но есть и отличия.

Общий признак – приобретение дохода от действий клиентов или других размещенных активов.

Отличие же заключается в способности субъекта права участвовать в деятельности организации. Если человек имеет определенную долю и может определять вектор деятельности фирмы, то он – бенефициарный собственник. Нет – обычный выгодоприобретатель. По сути, получатель прибыли – это некое лицо, на счет которого переходит определенный денежный транш. Причем таковым может быть назван любой субъект, вне зависимости от собственной правосубъектности – физическое лицо или юридическое. В структуре собственников предприятия могут быть как акционеры или номинальные управляющие, так и прочие организации. Владельцев последних выделяют в отдельную группу и называют конечными бенефициарами юридического лица (это обозначение закрепляется только за физическими лицами).

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Роль в банковском деле

К таковым могут быть отнесены:

  • владельцы некой собственности, передавшие имущество в распоряжение другим лицам, и получающие от этого фиксированный процент;
  • участники трастовой собственности;
  • выгодоприобретатели по страховым договорам (бенефициар – это тот, кто получает компенсацию в случае наступления страхового случая)
  • фактические собственники хозяйственных субъектов, активов, прочих ценностей.

Эти люди или юридические лица не всегда значатся среди официальных владельцев бизнеса. Однако отсутствие указания на них в учредительных документах не мешает субъектам права управлять предприятием с целью извлечения прибыли.

 Мироненко Наталья Владимировна
Мироненко Наталья Владимировна
Бенефициар – это слово, произошедшее от французского benefice – польза, прибыль. Чтобы приобрести возможность отнесения к числу выгодоприобретателей, «физик» или юридическое лицо должны приобретать от компании некие доходы или выгоды. Соответствующее право должно быть зафиксировано письменно в специальном договоре или долговом документе.

Бенифициар – что это такое с точки зрения главного кредитно-финансового учреждения страны простыми словами? Это тот, кто прямо или косвенно (через номинальных представителей) обладает более 1/ 4 пакета акций (25% от общего пакета) или возможностью управлять действиями компании. Делать он может это как от своего лица, так и при помощи номинальных директоров. Именно такие субъекты подвергаются наибольшему контролю со стороны надзорных органов государства.

Разберем на примерах:

  • Капитал ООО “Рога и копыта” на 80% принадлежат ООО “Рога”, 15% Иванову И.И., и 5% Васечкину В.В.  При этом Васечкин В.В. владеет на сто процентов компанией ООО “Рога”. Из этого следует, что бенефициарным владельцем ООО “Рога и копыта” является Васечкин, хотя по бумагам  доля компании у Иванова в три раза больше.
  • Сидоров С.С. владеет 90 процентов собственности организации “Звезда”. ООО”Звезда” располагает в своем владении 70% доли “Солнце”. Рассчитаем, будет ли считаться Сидоров бенефициарным владельцем ООО “Солнца”. Для этого определим долю собственности “Звезды” в компании “Солнца”: 0,7*0,5=0,35. Затем вычислим % собственности Сидорова в компании “Солнце”: 0,35*0,9=0,315. В процентах это составляет  31,5%. Данное значение больше 25%, следовательно, Сидоров С.С. является её конечным бенефициаром.

Бенефициар — это гендиректор или учредитель

На вопрос, является ли генеральный директор или учредитель бенефициаром, однозначного ответа дать нельзя. Но если не возникает возможности однозначно установить в качестве такового иное лицо, например, в случае наличия среди акционеров только лиц, пакет которых не превышает 1-2%, единоличный исполнительный орган, по собственной воле определяющий особенности работы компании, будет им признан.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Связь бенефициара с протектором

Для установления конечного получателя дохода от работы компании банки вынуждены проводить процедуры идентификации, часто превращающиеся в настоящие расследования. Кредитные организации вправе запрашивать требуемую информацию у любых источников, среди которых:

  • реестродержатели
  • контрагенты
  • владельцы различных баз данных

Те в ответ обязаны предоставлять запрашиваемые документы и информацию. Идентификация не требуется, если операции по счетам фирмы не превышают 15 000 рублей. Клиенты ежегодно должны обновлять для банков сведения о своих бенефициарах. Раскрывать информацию их обязывает ст. 6.1 закона. Согласно нормам этой статьи:

  • компания обязана иметь сведения о своих реальных владельцах. Это значит, что она должна самостоятельно выявлять их, опрашивая акционеров и учредителей
  • информация должна обновляться раз в год
  • она должна храниться не менее 5 лет
  • акционеры и учредители обязаны отвечать на требования о предоставлении информации
  • полученные сведения по запросу предоставляются ФНС или иным уполномоченным органам
  • сведения раскрываются при публичном раскрытии информации, предусмотренном для АО
Кто такой бенефициар?
Гендиректор
0%
Учредитель
100%
Проголосовало: 1

Бенефициар и фактический владелец (юрлица или физического лица) — одно и то же?

Понятие «фактический собственник» на уровне законодательства РФ, в свою очередь, не закреплено. В некоторых источниках права оно приводится в том же контексте, что и термин «бенефициарный владелец» (например, в письме Минфина РФ от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236). Можно ли в связи с этим их отождествлять?

Будет интересно➡  Правильное использование расчетного счета

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство

В принципе, это правомерно, и повод тому дает определение бенефициарного владельца, приведенное в законе № 115-ФЗ. В данном нормативном акте сказано, что бенефициар может соответствовать лицу, имеющему возможности влиять на решения, принимаемые юрлицом (даже несмотря на то, что ему, возможно, не принадлежат какие-либо доли в уставном капитале фирмы).

Вполне допустимо именовать «фактическим владельцем» человека, который по тем или иным основаниям является бенефициарным владельцем физлица. Более того, в данном случае правомерно говорить о некоторой «чистой форме» фактического владения, поскольку законодательством не предусмотрено выделение уставного капитала физлица. Например, бенефициарным (фактическим) владельцем физлица можно назвать получателя средств, указанного физлицом в своем завещании.

Таким образом, статус бенефициарного владельца — это юридическая категория, которая может отождествляться с понятием «фактический владелец», и лучше всего данное отождествление применять в контексте контроля за действиями юрлица или над физлицом. В контексте владения уставным капиталом юрлица лучше применять только термин «бенефициарный владелец».

Формула определения бенефициарного владельца

Конечный бенефициар — это лицо (или группа лиц), которое реализует свое право осуществления контроля над деятельностью предприятия косвенно, с привлечением третьих лиц, номинально наделяя их полномочиями по принятию стратегически важных решений. В том случае, если конечный бенефициар намеренно скрывает сведения о себе, создает видимость передачи права управления третьему лицу, регистрируя на него крупные банковские счета и заключая от его имени серьезные сделки, в дело вступают правоохранительные органы. Их основной задачей является изучение принадлежащих компании счетов и формирование цепочки их владельцев, которая в итоге должна привести к истинному собственнику юридического лица.

Иванов и Петров. Юридическое лицо обязано знать своих бенефициарных владельцев и располагать следующими сведениями о них:

  • фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН (при его наличии).

Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913 утверждены Правила предоставления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцах сведений, предусмотренных 115 ФЗ.

Какие данные в перечне лишние?
фамилия, имя, отчество;
0%
дата рождения;
100%
реквизиты документа, удостоверяющего личность;
0%
адрес места рождения;
0%
данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
0%
Проголосовало: 1

Как определить бенефициарного владельца ООО

Бенефициарный владелец – это гражданин, физическое лицо, который получает выгоду от работы компании и влияет на ее деятельность. Что нужно знать о таком владельце и как получить информацию о бенефициарах.

Бенефициарный владелец – это человек, который является конечным выгодополучателем от деятельности компании и оказывает фактическое влияние на ее работу. С 1 декабря 2016 года компании обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах (ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ). Данное требование касается большинства организаций, в частности, распространяется на ООО.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Основные обязанности бенефициара

ООО должны знать своих конечных бенефициаров, это обязательно. Если компания не обладает сведениями о них, ее могут оштрафовать на сумму до 500 тыс. руб. (ст. 14.25.1 КоАП РФ). Чтобы избежать неприятностей, понадобится выявить, кто такой бенефициарный владелец в ООО.

ООО нужно выяснить, кто такой бенефициарный владелец

Согласно п. 1 ст. 6.1 и абз. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ЗФ ООО нужно получить определенные данные о бенефициарном владельце юридического лица, это:

  • Ф.И.О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • место проживания или пребывания;
  • ИНН (если есть);
  • паспортные данные либо данные миграционной карты или документа, на основании которого иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе находиться в России.

Такие сведения требуется обновлять минимум раз в год (подп. 1 п. 3 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ). Поэтому если данные запрашивали давно, их нужно подтвердить. Удобнее всего систематизировать обновление этой информации и запрашивать сведения о бенефициарах единовременно, например, к началу нового года. В какое время необходимо подтверждать информацию, можно закрепить в локальном акте ООО – например, в положении об установлении таких сведений.

Как становятся бенефициаром физического лица

Законодатель в ст. 3 Закона № 115-ФЗ в качестве бенефициара физического лица клиента-банка признает именно это физическое лицо. Единственным доказательством с его стороны будет паспорт. Требование устанавливать такое лицо предусмотрено конвенцией ФАТФ, подписанной Россией, поэтому в досье клиентов кредитных организаций эта графа должна быть заполнена.

Таким образом, в отношении физического лица никто кроме него самого  не может быть признан бенефициаром за небольшим количеством исключений.

Кто может быть признан бенефициаром за физическое лицо?
Только само лицо;
100%
Близкие родственники;
0%
Проголосовало: 1

Если лицо не обладает полной дееспособностью, то есть является ребенком или в отношении его судом было вынесено решение о признании его частично недееспособным, бенефициаром гражданина может быть признан законный представитель:

  • им может быть родитель
  • опекун

С точки зрения правоохранительных органов, в схемах кредитных и иных мошенничеств, где для получения средств привлекаются студенты или безработные, бенефициаром по данным схемам признается организатор преступной группы.

При этом формальных отношений найма не возникает, и наличие отношений доказывается средствами, находящимися в арсенале следователей.

Законодательное регулирование в РФ

В российской системе права бенефициару отводится достаточно отрицательная роль, в отличие от других стран, где использование оффшорных компаний не считается незаконным по определению. Более того, судебная практика показывает, что во многих случаях понятие может трактоваться слишком широко,  и решение, считать ли физическое лицо фактическим владельцем или нет, принимается в каждом конкретном случае индивидуально, что ограничивает права бенефициара по управлению принадлежащей ему собственностью или активами.

До появления понятия «бенефициарный собственник» законодательство предусматривало похожее, по сути, понятие − «контролирующее клиента лицо». Встречается в законах РФ «О рынке ценных бумаг» и «О несостоятельности (банкротстве)» и определяет размер доли в уставном капитале или пакете акций. Контролирующим считается лицо, владеющее более 50% уставного фонда или голосов в управляющем органе. При банкротстве бенефициар несет солидарную ответственность по всем имущественным и денежным обязательствам.

Впервые понятие конечного владельца было прописано в законе ««О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но с 2013 года положения Европейской директивы были включены во все нормативные акты, направленные на борьбу с незаконными финансовыми операциями. Это, как уже говорилось выше, определило конфиденциальность оффшорных собственников как отрицательный фактор коммерческой деятельности. Нововведения касаются всех юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Пример реквизитов корреспондентского счет ООО

Отдельное внимание следует обратить на отличия бенефициара от еще одного похожего понятия −  «выгодоприобретатель». Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ таким признается «лицо, получающее выгоду от действий клиента. Выгода рассчитывается на основе агентского договора или договора поручения от проведения разрешенных законодательством хозяйственных операций с имуществом или денежными средствами».

Таким образом, законодательство определяет выгодоприобретателя не только как физическое, а и юридическое лицо. Напоминаем, что бенефициарный владелец может быть только физическим лицом.

Сбор сведений

Основным источником сведений о бенефициарных владельцах являются банковские учреждения, которые вправе использовать любые источники данных в случаподозрения номинального статуса собственников, указанных в регистрационных документах. Дополнительно информация о собственниках обязательна к раскрытию в случае участия компании в государственных закупках и иных контролируемых случаях. Если установить реальных владельцев не удается, в качестве таковых признается директор или исполнительный орган (совет учредителей, собрание акционеров) компании. Данная норма была разработана в первую очередь для борьбы с фирмами-однодневками, но также применяется и к организациям, в которых действительно трудно установить список бенефициаров:

  • некоммерческие компании и объединения;
  • акционерные общества, в которых ни один из акционеров не имеет полного контроля;
  • паевые инвестиционные фонды (ПИФ);
  • трасты, в том числе и оффшорные.

Конфиденциальность информации о собственниках сохраняется для:

  • органов государственной власти, местного самоуправления и внебюджетных фондов;
  • юридических лиц, в которых государственным или муниципальным образованиям принадлежит более 50% акций или уставного фонда;
  • международных организаций, если иное не предусмотрено законодательством;
  • эмитентов ценных бумаг, участвующих в организованных торгах.

Перечень сведений о которых юридическое лицо обязано распологать о своем бенефициарном владельце

Юридическое лицо обязано знать своих бенефициарных владельцев и располагать следующими сведениями о них:

  • фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН (при его наличии).

Перечень юридических лиц, на которых не распространяется обязанность по предоставлению информации о бенефициарных владельцах

Обязанность по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах распространяется на всех юридических лиц, кроме (абз. 2 -5 пп. 2 п. 1 ст. 7 115-ФЗ):

  • органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций или организаций, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале;
  • международных организаций, иностранных государств или административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;
  • иностранных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России.
Будет интересно➡  Что такое рынок ценных бумаг?

Штрафы за непредоставление сведения о бенефициарных владельцах юридического лица

В случае не предоставления информации о бенефициарном владельце предусмотрен административный штраф в соответствии со ст. 14.25.1 КоАП РФ:

— на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правила предоставления информации о бенефициарном владельце

 Мироненко Наталья Владимировна
Мироненко Наталья Владимировна
Задать вопрос
Постановлением правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913 утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти.

Что такое реестр бенефициаров? Правовые основы.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство

На европейском уровне о едином реестре бенефициаров заговорили с принятием так называемой Четвертой Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег (Fourth EU Anti-Money Laundering Directive) от 20 мая 2015 года. Данная Директива, среди прочего, предусматривает создание в каждом государстве-члене ЕС централизованной базы данных (реестра), в которой будут содержаться сведения о конечных бенефициарах компаний и трастов (см Главу III).

Пример запрос сведений о бенефициарахДиректива (статья 3, пункт 6) определяет бенефициарного владельца, под которым понимается физическое лицо или физические лица, которые владеют или контролируют корпоративную структуру прямо или косвенно (владеют или контролируют более 25% юридического лица). Директива оставляет за государствами-членами ЕС право устанавливать более низкий порог владения долями. Интересно, что указанный пункт описывает также и ситуацию, когда бенефициарный владелец не может быть определен на основе критерия в виде доли владения. В этом случае бенефициарным владельцем будет признано лицо, занимающее высшую руководящую должность.

Предполагается, что реестр будет содержать как минимум следующую информацию о бенефициаре:

  1. имя,
  2. месяц и год рождения,
  3. гражданство,
  4. страну проживания,
  5. характер и долю участия.

Таким образом, основная идея в том, чтобы «связать» каждую компанию с конкретным физическим лицом и установить за сложной корпоративной структурой реальное владение. Однако для обеспечения доверия к информации, содержащейся в реестрах, необходим контроль ее достоверности. Директива обязывает государства-члены ЕС предусмотреть механизмы контроля достоверности и актуальности такой информации. Однако насколько показал наш анализ, национальное европейское законодательство возлагает на сами компании обязанность устанавливать бенефициарных владельцев и своевременно актуализировать соответствующую информацию о них в реестрах. Какой-либо специальной проверки заявленных сведений со стороны государственных органов не предусмотрено. При этом очевидно, что без надлежащего механизма проверки невозможно гарантировать надлежащую прозрачность и обеспечить доверие к содержащейся в реестре информации.

Доступ к данным в реестре бенефициаров

Возможно, один из самых спорных вопросов, связанных с реестром, касается доступа к содержащейся в нем информации. Согласно тексту Директивы государства-члены ЕС должны в любом случае гарантировать доступ к такой информации следующих лиц:

  • компетентных органов и управлений финансовой разведки без каких-либо ограничений;
  • так называемых «обязанных лиц» (obliged entities), к которым относятся финансовые организации, кредитные институты, аудиторы, нотариусы, налоговые и правовые консультанты, поставщики корпоративных услуг, агенты по недвижимости, поставщики игорных услуг, а также лица, осуществляющие торговлю за наличный расчет, если сумма сделки равна или превышает 10 000 евро. На данный момент приведенный перечень является исчерпывающим, однако предлагаемые поправки, которые сейчас находятся на обсуждении, могут расширить его, включив, например, поставщиков услуг по операциям с виртуальной валютой;
  • любого лица или организации, которые могут доказать наличие законного интереса.

Последний пункт вызывает наибольшие разногласия, так как термин «законный интерес» в Директиве не определен и допускает широкое толкование. В этой связи не случайно, что поправки к Директиве (которые уже получили название «Пятой Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег» и в случае их принятия внесут достаточно обширный блок изменений) исключают последнюю категорию субъектов, которым должен быть предоставлен доступ.

Однако положение новой редакции представляется столь же неоднозначным. Новая версия Директивы содержит параграф декларативного характера о том, что персональные данные бенефициаров раскрываются для того, чтобы третьи лица и гражданское общество в целом могли знать бенефициарных владельцев. Это будет способствовать повышению контроля со стороны общественности в целях предотвращения незаконного использования корпоративных структур для отмывания денег и финансирования терроризма. С другой стороны, существуют опасения, что обнародование информации о бенефициарных владельцах может поставить под угрозу их безопасность и способствовать совершению преступлений в отношении них.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Запрос сведений о бенефициарах ООО

При этом и текущая, и предлагаемая редакции предусматривают обязательное соблюдение норм о защите данных, а также право государств-членов ЕС установить обязанность онлайн-регистрации и внесения оплаты для доступа к соответствующей информации. Кроме того, государствам-членам ЕС дана возможность ограничить или исключить доступ к сведениям, содержащимся в реестре, в отношении конкретных лиц. Это возможно, если имеются основания полагать, что бенефициарный собственник может стать жертвой преступления, или если он является несовершеннолетним лицом или лицом с ограниченной дееспособностью. Ограничение не применяется в отношении доступа со стороны государственных органов, кредитных организаций и финансовых учреждений.

Рассмотрим, как решается вопрос с доступом к информации о бенефициарах в некоторых странах.

Мироненко Наталья Владимировна
Мироненко Наталья Владимировна
Задать вопрос
Великобритания стала одним из первых европейских государств, выдвинувших идею создания реестра бенефициарных владельцев еще до появления общеевропейской директивы. Такая идея была озвучена в 2014 году, а в апреле 2016 года в Великобритании вступил в силу Закон «О малом бизнесе и занятости» (The Small Business, Enterprise and Employment Act), которым предусматривается обязательный реестр «лиц, осуществляющих существенный контроль» (people with significant control). Информация, содержащаяся в таком реестре, находится в свободном доступе, ее можно получить без внесения какой-либо оплаты, без регистрации, а также без обоснования законного интереса в получении такой информации.

Такая модель доступа максимально прозрачна, но в то же время она представляет наибольшие риски для бенефициаров. Связано это с тем, что Великобритания наиболее активно высказывалась в поддержку введения публичного реестра. Правительство полагает, что такой реестр обеспечит своего рода «саморегуляцию», что будет способствовать улучшению репутации Великобритании как надежной страны для ведения бизнеса и инвестиций. В этих же целях Великобритания продолжает оказывать давление на свои заморские территории, в которых также проводится работа по введению аналогичных реестров.

В Италии в 2015 году был создан комитет, в задачи которого входила разработка рекомендаций по имплементации Четвертой Директивы ЕС. С 4 июля 2017 г. в Италии действует Законодательный декрет (Decreto Legislativo n. 90/2017), которым положения Директивы имплементированы в итальянское законодательство.

Согласно данному законодательному акту, юридические лица должны направить информацию о своих бенефициарных владельцах в Торговый реестр Италии, где она будет храниться в соответствующем разделе. Помимо установленных законом государственных органов, доступ к этой информации могут иметь и частные лица при условии совершения оплаты. Однако закон ограничивает основания, по которым частным лицам может быть предоставлена данная информация. К ним относится необходимость указанной информации для организации защиты в рамках судебного процесса и наличие конкретных и документально подтвержденных причин сомневаться в том, что юридический собственник совпадает с фактическим.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство
Справка о бенефициарном владельце

В Германии принят новый закон о борьбе с отмыванием денег (Geldwäschegesetz) от 23 июня 2017 года, который вводит обязанность по передаче информации о бенефициарном владельце в электронный реестр. Первый раз информация должна быть передана до 1 октября 2017 года. Доступ к немецкому реестру также будет предоставлен определенным перечисленным в законе органам, а также отдельным лицам (при условии их регистрации) при обосновании ими своего законного интереса в ознакомлении с содержащимися в реестре сведениями. Интересно, что при разработке закона правительство называло в качестве таких лиц профессиональных журналистов или представителей некоммерческих организаций, которые «серьезно и предметно» занимаются вопросами борьбы с отмыванием денег или с коррупцией. Однако в основной текст закона данные примеры не вошли.

В отношении ирландских компаний обязанность по сбору информации юридическими лицами об их бенефициарных владельцах была установлена, начиная с 15 ноября 2016 г. Центральный реестр в Ирландии должен был быть создан к 26 июня 2017 г. Однако исполнение обязательства по передачи информации о бенефициарных собственниках в центральный реестр было перенесено на октябрь 2017 года. Что касается доступа, пока остается неясным, будет ли в Ирландии предоставлен более широкий доступ к центральному реестру, чем это предусмотрено Директивой ЕС. Интересной особенностью регистра бенефициаров в Ирландии явилось то, что он распространяется только на классические формы юридических лиц, таким образом структуры типа LP (Limited Partnership) выпали из под регулирования закона о реестре бенефициаров.

На Кипре в настоящее время действует режим, обязывающий поставщиков услуг в сфере регистрации коммерческих компаний собирать информацию о бенефициарных владельцах. Эти сведения хранятся у регистрационных агентов. На Кипре пока не разработаны положения, имплементирующие Директиву ЕС в национальное законодательство в части создания централизованного реестра.

Таким образом, можно сказать, что в целом европейские юрисдикции в своем национальном законодательстве близко следуют Директиве ЕС. При этом многие европейские страны не пошли по пути Великобритании и в некоторой степени попытались ограничить доступ частных лиц к информации, содержащейся в реестре. Такой подход представляется более сбалансированным, поскольку, с одной стороны, позволяет компетентным государственным органам получать информацию, которая может оказаться полезной для проведения расследований, и, с другой стороны, обеспечивает некоторую конфиденциальность сведений о физических лицах, являющихся бенефициарными владельцами компаний. В то же время такой подход не исключает злоупотреблений со стороны частных лиц, которые могут предпринимать попытки получить доступ к информации в реестре, доказывая наличие «законного интереса», что создает дополнительные угрозы для бенефициаров.

Важные факты
Оффшорные юрисдикции
Реестры в Азиатском регионе (Сингапур, Гонконг)

30 июня 2017 года на БВО вступил в силу Закон «О системе защищенного поиска информации о бенефициарном владении». Реестр бенефициаров на БВО является закрытым, доступ к нему имеет ограниченный круг лиц, который определяется Министерством финансов (речь идет об компетентных органах, занимающихся финансовыми и налоговыми вопросами). Информация не будет доступна широкой общественности.

Будет интересно➡  Привет, мир!

Аналогичным образом вопрос с доступом к информации в реестре бенефициаров решен еще в одной оффшорной юрисдикции – о. Гернси, который также находится под суверенитетом Великобритании, имея статус ее коронного владения. Соответствующий закон на Гернси вступил в силу 15 августа 2017 г. Реестр на острове не является публично доступным, а содержащаяся в нем информация является конфиденциальной. Данная информация может быть предоставлена только правоохранительным и налоговым органам Гернси, а также соответствующим компетентным иностранным органам при условии наличия надлежащих правовых механизмов.

Иную позицию в решении данного вопроса заняли независимые оффшорные государства. Например, в Белизе 21 июля 2017 года были приняты поправки в Закон «О международных коммерческих компаниях», которые обязывают зарегистрированные в Белизе компании вести реестр директоров и бенефициарных владельцев. Такие реестры ведутся директорами компаний и хранятся в зарегистрированном офисе компании. Реестры должны быть предоставлены компетентным органам по запросу. Ни централизованная база данных, ни публичный доступ к этой информации не предусмотрены.

Таким образом, решение оффшорных юрисдикций представляет собой определенный политический компромисс. С одной стороны, под влиянием мирового сообщества оффшоры не могут не следовать общемировым тенденциям в сфере налогообложения и не обеспечивать прозрачности владения компаниями, особенно в свете прошлогоднего скандала с так называемым «Панамским досье». С другой стороны, регистрация оффшорных компаний вносит существенный вклад в развитие экономики этих стран, и поскольку обеспечение конфиденциальности является одним из преимуществ оффшоров, они не могут в одночасье отказаться от него.

За Сингапуром последовал Гонконг. Правительство Гонконга отметило, что данная мера принимается Гонконгом как членом FATF в целях повышения прозрачности бенефициарного владения и укрепления тем самым репутации юрисдикции как международного финансового центра с открытыми, надежными и конкурентными экономическими условиями. Проект соответствующих изменений был вынесен на публичные обсуждения летом 2017 года. Планируется, что сами изменения вступят в силу с 1 марта 2018 года.

Обе страны в целом следовали западной концепции бенефициарного владельца в части определения и указания той информации, которая должна содержаться в реестре. Однако вопрос с доступом к реестру в обеих странах решен немного иначе: и Сингапур, и Гонконг возлагают на компании обязанность вести реестр и сообщать в государственный орган о месте его хранения. Иными словами, такой реестр не будет являться централизованным. Однако в Гонконге сторонние лица все-таки смогут получить доступ к содержащейся в реестре информации, уплатив соответствующий сбор, а в Сингапуре доступ к реестру предусмотрен только для компетентных государственных органов.

Таким образом, полагаем, что подход Сингапура в наибольшей степени соответствует целям борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма при одновременном обеспечении конфиденциальности и защиты персональных данных бенефициарных владельцев компаний. Что касается Гонконга, потенциально может возникнуть описанная выше проблема злоупотребления членами общественности полученной информацией. Это будет зависеть от того, насколько эффективно компании смогут контролировать обоснованность таких запросов со стороны третьих лиц.

Образец запроса информации о бенефициарных владельцах

Правила предоставления информации о бенефициарных владельцах утверждены, но по состоянию на февраль 2018 года не приняты правовые акты необходимые для их реализации, в том числе не утвержден образец запроса уполномоченных органов и органов ИФНС как на бумажном носителе так и не определена структура и формат запроса в электронном виде.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913, необходимые правовые акты должны быть разработаны и утверждены уполномоченным органом в течение 180 дней со дня вступления в силу указанного постановления (ориентировочно в марте 2018 года).

За отсутствие сведении о бенефициарных владельцах грозит штраф

Если ООО не выяснит, кто является выгодоприобретателем, компанию и директора могут оштрафовать (ст. 14.25.1 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет:

  • для руководителя – от 30 до 40 тыс. руб.;
  • для компании – от 100 до 500 тыс. руб.

Бенефициарный владелец кто это — полное юридическое руководство

ООО могло предпринимать попытки идентификации бенефициарного владельца с целью раскрытия данных о нем, но получить сведения не удалось. Чтобы избежать штрафа, компания должна доказать, что пыталась получить необходимые сведения.

  • Как компании узнать сведения о своих бенефициарных владельцах

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).

Как составить письмо о бенефициарных владельцах: образец справки

Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили какой-нибудь хотя бы рекомендательной формы для списка бенефициарных владельцев, в связи с чем его можно составить на свое усмотрение. Основное условие: список должен содержать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а именно:

  • полное имя лица;
  • дату рождения и гражданство;
  • реквизиты паспорта гражданина РФ или документа на право проживания в РФ иностранного гражданина или апатрида;
  • ИНН.

На практике организации перерабатывают для рассматриваемой цели список аффилированных лиц.

Банки обычно предлагают свою форму справки, где могут указать несколько расширенный или наоборот суженный (в случае, когда допустима упрощенная идентификация клиента согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 7 закона № 115) перечень сведений. Форма сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком вместе со всей конкурсной документацией и диктуется обычно положением о закупках соответствующего заказчика.

Таким образом, образец справки о бенефициарах может быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или составлен самостоятельно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и хранить сведения о бенефициарных владельцах, законодатель не предложил формы документа, содержащего актуальные сведения о таковых.

Вы можете также скачать пример «Свидетельства бенефициарного владельца».

В заключении хочу выразить благодарность источником, откуда был почерпнут материал для подготовки статьи:

xn—115-43df2aa1aa6czbyc3a.xn--p1ai

rebuko.ru

taxhouse.ru

bulkat.ru

astbusines.ru

moneymakerfactory.ru

abn62.ru

Практикующий финансовый юрист
 Мироненко Наталья Владимировна
Мироненко Наталья Владимировна
Задать вопрос
Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin@fin-gramota.ru/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Оффшорные юрисдикции
 Как отмечалось выше, в оффшорных юрисдикциях работа по подготовке реестров бенефициаров в основном ведется под давлением Великобритании. Это объясняется тем, что многие оффшорные территории ранее являлись колониями Великобритании, а в настоящее время имеют статус «Британских заморских территорий». Одной из самых известных подобных территорий являются Британские Виргинские Острова.
Реестры в Азиатском регионе (Сингапур, Гонконг)
Не остались в стороне от основной мировой тенденции и крупные азиатские финансовые центры. Первым о своем намерении внести изменения в корпоративное законодательство, касающиеся, в частности повышения прозрачности информации о бенефициарных владельцах компаний (контролеров), заявил Сингапур. Являясь членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Сингапур должен следовать рекомендациям этой организации. Так, в 2016 г. FATF опубликовала отчет по результатам оценки принятых в Сингапуре мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Несмотря на а целом положительную оценку, FATF отметила некоторые пробелы в регулировании Сингапура, для устранения которых Сингапуру, в том числе, необходимо увеличить прозрачность информации о бенефициарных владельцах сингапурских компаний. В этой связи были разработаны соответствующие поправки в корпоративное законодательство, которые были вынесены на публичные обсуждения в конце декабря 2016 года, а уже с 31 марта 2017 г. на компании, зарегистрированные в Сингапуре, была возложена обязанность собирать и хранить информацию о своих бенефициарных владельцах, а также предоставлять эту информацию государственным органам Сингапура по запросу.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять